Ровный асфальт, сухая дорога, хорошая видимость – к сожалению, далеко не всегда складываются такие условия для совершения поездок. Довольно часто водителям приходится иметь дело не просто с мокрой дорогой, но с глубокими лужами и участками трасс, скрытыми под слоем воды, сформировавшимся после обильных дождей, паводков, таяния снега. Как ездить по залитым водой дорогам правильно, какие ошибки нужно исключить, чтобы не оказаться в ДТП, как грамотно использовать автомобиль, чтобы нагрузки не привели к поломке?
Содержание:
Контроль скорости
Одна из главных рекомендаций, как правильно ездить по лужам – делать это предельно аккуратно, на умеренной скорости. Не стоит разгоняться даже на хорошо знакомом отрезке маршрута. Да, со стороны автомобиль, с брызгами преодолевающий водное препятствие, выглядит впечатляюще, но все эти брызги способны попасть в моторный отсек, залить генератор, свечи, а в наиболее сложном случае – ДВС. Последствия гидроудара для мотора зачастую фатальны и устранимы только в процессе капитального ремонта.
Мощный водяной поток представляет опасность и для кузовных элементов, напора легко хватит, чтобы сорвать пластиковые обвесы или номера. На страховые выплаты в таком случае рассчитывать вряд ли придется, так что лучше не рисковать.
Никакой колеи!
Лезть в колею, даже немного заполненную водой – крайне плохое решение, в особенности, если находится она в левом, наиболее скоростном, ряду междугородней трассы. На скорости шины даже с небольшим износом не смогут оперативно выводить влагу из пятна контакта, сформируется водяной клин, возникнет эффект аквапланирования, при котором водитель превращается в, по сути, пассажира.
Выход из аквапланирования требует максимально спокойствия, плавного сброса газа, торможения до значений, при которых колеса вновь начинают цепляться за асфальт. Вращать рулем в таком случае не просто бессмысленно, но и опасно, ведь машина не едет, а плывет.
В общем, базовый совет, как ездить по залитым дорогам с выраженной колеей – всеми силами избегать ее, занимать правильное положение на проезжей части, при необходимости преодоления – делать это на ровном газе, умеренной скорости, без лишних дерганий руля.
Проезд луж двумя бортами
Даже при не слишком большом объеме, вода создает огромное сопротивление вращению колес и прямолинейному движению транспортного средства. В некоторых случаях, это сопротивление оказывается столь значительным, а его рост – столь резким, что технику в буквальном смысле кидает в сторону. Это явление опасно даже для автомобилей, укомплектованных системами курсовой устойчивости и стабилизации, время реагирования датчиков оказывается слишком большим, происходит потеря стабильности движения.
Указанные риски сохраняются и в ситуации, когда водитель морально настраивается к изменению поведения транспортного средства, плотно обхватывает руль и заблаговременно сбрасывает скорость. Шутки с водой очень плохи, уж слишком сильна эта стихия. Самый надежный вариант обезопасить себя – исключить заезд колесами с одной стороны в лужу. В том случае, если места для объезда минимум, двигаться нужно по самому краю преграды, без погружения.
Ручное управление дворниками
Перед тем, как ездить по лужам и залитым водой дорогам, стоит несколько ограничить работу электронных систем. Они ориентированы на более-менее нормальные условия эксплуатации, тогда как в экстремальных – лучше довериться собственному опыту. Нужно учесть, что далеко не все водители в потоке – опытные автомобилисты, обладающие достаточными навыками безопасного управления в “мокрых” условиях.
Итак, брызги из-под соседнего автомобиля порой накрывают машину полностью, причем водяной поток столь плотный и интенсивный, что электроника попросту не успевает среагировать и активировать дворники на полную мощность. Запаздывания даже в доли секунды вполне хватит, чтобы потерять контроль над дорожной обстановкой и оказаться в серьезном ДТП.
Чтобы исключить такую вероятность, лучше активировать дворники заблаговременно, как только участок, где есть потенциальный риск оказаться “под душем”, оказался в зоне видимости. Пускай они работают с постоянной скоростью, по мере приближения к луже лучше сосредоточиться на более важных манипуляциях, сконцентрироваться на оценке дорожной обстановки.
Выбор места парковки
Где попало парковаться в сильный дождь или при неблагоприятной паводковой обстановке нельзя. Наиболее опасными являются следующие места и участки:
- Низины.
- Области, соседствующие с решетками, обеспечивающими работоспособность систем водоотведения и дренажа.
- Участки под эстакадами, даже если речь идет об оборудованных там парковочных площадках.
- Места трасс, находящиеся в прямой близости от водоемов, по берегам рек или озер.
Во всех перечисленных ситуациях сохраняется риск очень быстрого подъема уровня воды, из-за чего подобраться к транспортному средству станет крайне сложно, а то и невозможно. Второй фактор риска – длительное нахождение транспортного средства в воде. Это неблагоприятно сказывается на всех элементах его конструкции, от основных механизмов и металлических кузовных деталей, до мелких уплотнителей, проводки. В общем, парковаться лучше повыше или, как минимум, где-то на равнинном участке, куда точно не поднимется вода.
Полезные рекомендации
Помимо перечисленных, действуют и общие правила, как ездить по лужам. Заключаются они в поддерживании безопасной дистанции до впереди идущего авто, боковых интервалов, оставляющих пространство для уклонения и перестроения, спокойном маневрировании и жестком следовании скоростному режиму.
В сильный дождь однозначно действует правило: “тише едешь – дальше будешь”. При возможности, лучше вообще отказаться от идеи брать личный автомобиль, добраться до нужной точки на общественном транспорте или такси, избавив себя от лишних рисков и потенциальных неприятностей.