Что такое детонация и на что она влияет?
Под детонацией понимается процесс самопроизвольного воспламенения топливной смеси. Если мотор функционирует корректно, то сгорание плавное, искра формирует вспышку в момент, когда поршень достигает крайнего верхнего положения. Самопроизвольный процесс имеет место, когда вспышка возникает в процессе сжатия, из-за чего увеличивается нагрузка на поршень и стенки цилиндра, как механическая, так и термическая.
На что влияет детонация? На все рабочие характеристики ДВС. При ее возникновении мотор просто не может работать нормально. Корректное сгорание предполагает, что пламя распространяется со скоростью от 20 до 40 метров в секунду, отсутствие контроля увеличивает этот показатель до 2000, что идентично взрыву. Определить опасную ситуацию можно по характерным хлопкам, металлическим звукам. Из-за нее мотор сильно греется, теряет мощность, камеры сгорания быстро загрязняются. Если не понимать, что значит детонация, игнорировать ее признаки, продолжать использовать горючее низкого качества или неправильной марки, то очень скоро придется столкнуться с необходимостью капитального ремонта, а то и замены силовой установки.
Как определить октановое число?
Определение октанового числа с максимальной точностью возможно только в условиях специализированной лаборатории. Специалисты используют две технологии:
- Моторная, для которой требуется одноцилиндровый испытательный стенд. Он позволяет оперативно корректировать степень сжатия, сама проверка почти на 100% идентична поведению реального автомобильного двигателя на загородной магистрали. Нормативный документ, в соответствии с положениями которого проводятся тесты – ГОСТ 511/82.
- Исследовательская, основанная на сравнении эталонного и опытного топливных образцов. Регламентирующий нормативный акт – ГОСТ 8226.
Многих водителей интересует, как определить октановое число самостоятельно, чтобы определить одну из вероятных причин поломки авто. К сожалению, с высокой точностью сделать это невозможно. Перед тем, как проверить октановое число, можно прочитать массу специализированной литературы и даже обзавестись специальным прибором, октанометром, но даже у наиболее совершенных моделей погрешность доходит до 5 единиц, а у большинства простых – до 10. Это очень много.
Если говорить о минимальных и максимальных показателях, то когда-то на АЗС был распространен бензин АИ-76. Нетрудно понять, чему равно октановое число этой марки – 76 единицам. Сейчас марка уже не продается, машины, использующие ее, давно сняты с производства, минимальное значение, которое можно увидеть на информационных щитах заправочных станций – 80. Максимальное октановое число – 130-140, но оно запрещено экологическими актами, присадки, позволяющие достичь таких цифр, довольно опасны. Гоночные новые авто используют топливо с ОЧ 102, авиатехника – 115.
Инструкция: как повысить октановое число?
Как повысить октановое число, если у купленной партии горючего оно оказалось ниже заявленного? Это довольно трудно. В рамках производства нефтеперерабатывающие заводы могут вносить коррективы в технологию, применять специальные катализаторы, за счет которых формируются соответствующие углеводороды.
Стоит знать, чем повысить октановое число и водителю. В магазинах автомобильной химии доступны специальные присадки, основные компоненты которых – ароматические углеводороды, спирты, тетраэтилсвинец. Они весьма эффективны, рост составляет до 12 единиц, при этом, вред для экологии отсутствует. Минус – высокая летучесть присадок, их имеет смысл заливать непосредственно в бак, при долговременном хранении топливо однозначно растеряет достигнутые свойства.
Инструкция: как понизить октановое число?
Над тем, как понизить октановое число бензина правильно и безопасно, часто задумываются владельцы старых машин, моторы которых просто не рассчитаны на современные марки. Самый простой способ – ожидание. Открытую емкость с топливом нужно просто выдержать в течение определенного времени. В среднем, значение падает на 0.5 единицы в сутки, что объясняется испарением летучих компонентов.
Если говорить о том, как понизить октановое число быстро, то допустимо, но не рекомендовано добавление керосина. Методика сложна в расчетах, непросто определить необходимые пропорции, а ошибка стоит очень дорого.
Как влияет на двигатель бензин с низким и высоким октановым числом?
Причины возникновения детонации – ошибки водителя, эксплуатация топлива со слишком низким ОЧ, обман на АЗС. Длительная работа в таком режиме категорически не рекомендована. Сначала начинают доноситься посторонние звуки, потом мощность ДВС сильно падает, растет топливный расход. Страдает и выхлопная система, по которой выходят раскаленные газы. Лучшее решение в такой ситуации – сбросить обороты и осторожно доехать до заправки за нужным горючим. Стоит вновь прочесть, что значит детонация, чтобы понять всю опасность явления.
Использовать бензин с большим октановым числом – это тоже ошибка, несмотря на то, что многие водители считают иначе. В первую очередь, придется столкнуться с увеличением расхода, если же работа длительная, то на свечах, клапанах, поршнях начнет формироваться нагар, мощность серьезно упадет, потеряется динамика. Все это объясняется тем, что топливовоздушная смесь просто не будет в достаточной мере сжиматься, это не предусмотрено конструктивными особенностями двигателя, ее горение станет медленным, неполным. Постепенно ситуация усугубится, выпускные клапаны перегреются, а в критическом случае – прогорят. Замена клапанов – одна из наиболее сложных восстановительных задач, без капитального ремонта не обойтись, а это долго и дорого.
Если даже примерно понимать, что представляет собой октановое число, это простыми словами поможет объяснить и нежелательные последствия, связанные с некорректным выбором. Чтобы работа ДВС была безаварийной, нужно грамотно подбирать топливо.