добавлен к сравнению
В списке 0 автомобилей
11.08.2021

Почему машина бьет током: причины и эффективные способы устранения

С каждым годом все больше и больше возрастает энергонасыщенность автомобилей. Всевозможные электронные помощники, различные устройства, повышающие комфорт передвижения (радар-детекторы, выносные вентиляторы, видеорегистраторы) все глубже проникают в жизнь обычного автомобилиста. В результате, происходит перегрузка автомобильной проводки с ее естественным старением. Но не только неисправность проводки ведет к тому, что авто бьет током. Попробуем в этой статьи разобрать основные причины почему машина бьет током.

Содержание:

  1. По каким причинам автомобиль бьет током?
  2. Основные опасности от поражения электростатическим зарядом
  3. Что делать, если машина бьет током?

Почему автомобиль бьет током: причины

Причины по которым машина бьет током

Как известно, в бортовой сети большинства современных авто напряжение составляет порядка 12 В, что обусловлено соображениями требований безопасности. Если машина бьет током, то это приводит всего лишь к неприятным, немного болезненным ощущениям у человека, но ни к серьезным травмам или смерти. При эксплуатации автомобиль бьет током чаще всего не из-за бортовой системы, а за счет накапливания статического электричества.

Если машина бьет током, причин может быть несколько:

  1. Накопление статического заряда во время движения. Еще со школьных уроков физики многие помнят опыт с эбонитовой палочкой, которую достаточно было потереть шерстью для формирования электрического заряда. В случае с автомобилем, “палочкой” становится непосредственно кузов, а “шерстью” – воздушные потоки, насыщенные механическими частицами, пылью. Чем лучше погода, выше температура воздуха, тем сильнее и чаще корпус машины бьет током, если на улице туман, уровень влажности поднялся до 85 и более процентов, или идет дождь, проблема не актуальна. Практика показывает, что явление порой наблюдается и в ситуации, когда транспортное средство просто стоит на парковке. Его причина в таком случае – сильный ветер, потоки которого создают электростатический заряд.
  2. Накопление статического заряда за счет трения, создаваемого водителем и пассажирами в салоне. Процесс можно сравнить со снятием одежды из синтетического материала. Довольно часто можно слышать щелчки, снимая футболку или кофту из синтетики. Эти щелчки – искорки, такие же могут возникнуть и в автомобильном салоне, в особенности, если чехлы на сиденьях изготовлены уз полиэстера, шерсти, акрила.
  3. Повреждение бортовой электропроводки, оборудования. Это наиболее серьезная причина, почему авто бьет током. Использовать такую технику порой опасно. Суть проблемы в том, что поврежденный оголенный провод начинает контактировать с кузовным металлом, возникает пробой, так что прикосновение приведет к чувствительному удару. Да, напряжение в бортовой сети составляет всего 12 вольт, но приятного в этом мало.

Ремонт и обслуживание автомобилей в официальном сервисе Avilon

Вы отправляете заявку online
С вами согласовывается предварительная стоимость и дата визита
Работы выполнены, ваш автомобиль обслужен

Основные опасности от поражения электростатическим зарядом

Основные опасности от поражения электростатическим зарядом

Казалось бы, если автомобиль бьет током при выходе, никаких серьезных последствий быть не может. Да, это не слишком приятно, но о реальной опасности речь не идет. Это заблуждение. Порой одной маленькой искорки хватает крайне серьезных негативных последствий:

  • Воспламенение паров бензина. Каждому водителю хорошо известны предупреждающие знаки на заправках, согласно которым нужно глушитель двигатель, исключать курение в непосредственной близости от колонок. Неудивительно, ведь воздух настолько насыщен топливными парами, что одного мельчайшего уголька, слабенькой искры достаточно порой для возгорания или объемной детонации. Страшно представить, что произойдет, если искра проскочит в районе горловины бензобака в процессе заправки.
  • Непроизвольные мышечные сокращения. Естественная реакция организма на удар током – сокращение мускулатуры, которое приводит к резкому движению, одергиванию руки, отскоку. Если автомобиль бьет током, это доставляет немало проблем как при посадке, так и во время движения. Простейший пример – в руках большая коробка, из-за которой приходится буквально пальцами открывать двери или багажник. Внезапная искра - резкое непроизвольное движение – коробка с дорогим товаром летит на землю. Неприятно! Еще более серьезны последствия в том случае, если машина автомат бьет током во время поездки, при попытке переключить передачу. Случайно можно активировать нейтральную или заднюю передачу, создать аварийную ситуацию. Это актуально и для авто на механике.
  • Повреждение бортового электронного оборудования. Да, схема предусматривает наличие защитных реле, однако, порой даже они не могут уберечь электронику от скачков напряжения, вызванных статическими зарядами, она крайне чувствительна и уязвима для них, а ремонт – сложен и дорог.

Если машина бьет током, то причину, а точнее источник накопления статического электричества стоит искать незамедлительно. Если использовать синтетические чехлы на сидениях, носить одежду из синтетики, то становится очевидно, почему при выходе из машины бьет током. Простая физика процесса, изучаемая в начальных классах средней школы с эбонитовой палочкой. При этом многие замечали, что такой эффект реже встречается в машинах, имеющих кожаную обивку сидений.

Именно синтетическая одежда при соприкосновении с обивкой, имеющей похожей состав материалов, является бьет током от автомобиля при выходе. Оба рассматриваемых элемента представляют собой диэлектрики, при соприкосновении которых происходит вполне естественное перераспределение зарядов. В итоге, образуется заряд статического электричества. В момент вставания водителя с сидения происходит разделение диэлектриков, а при дальнейшем прикосновении к металлическому корпусу машины происходит перемещение энергии с характерным хорошо слышимым щелчком.

Что делать, если машина бьет током?

Почему бьет током от автомобиля – понятно, однако, какие средства и методики помогут в устранении проблемы? Конкретные способы борьбы зависят от того, где именно она наиболее выражена – снаружи или внутри салона. Оба варианта необходимо разобрать в подробностях, как уже было отмечено, неприятность очень серьезна и игнорировать ее, пускать на самотек, нельзя.

Инструкция: что делать, если бьет током корпус машины?

Что делать, если бьет током корпус машины?

Итак, машина бьет током, как устранить? Использовать можно следующее:

  1. Полоски для заземления. На бензовозах и другой технике, использующейся для транспортировки горючих, легковоспламеняющихся жидкостей, грузов высоких классов опасности, они используются в обязательном порядке. Купить их, впрочем, могут и водители обычных легковых авто, утомленные постоянными ударами током при посадке. Аксессуар представляет собой хомут, на котором закреплена резиновая полоска с расположенной внутри проволокой. Хомут позволяет зафиксировать его на днище или, например, на выхлопной трубе, а полоска становится проводником статического заряда в землю. Ничего сложного, но можно забыть о том, что авто бьет током! Альтернатива полоске – цепь, работающая по точно такому же принципу, но более долговечная, прочный толстый металл стирается при контакте с дорожным полотном куда менее охотно, нежели резина.
  2. Специальные шины. Некоторые премиальные автомобили комплектуются ими еще на заводском конвейере. Основное отличие от обычной резины – наличие заземляющей полосы, работающей точно так же, как и аксессуар, описанный выше. Ничего дополнительно вешать на кузов не придется, что позволит сохранить привлекательность экстерьера, а все вопросы, касающиеся безопасности и удобства, будут решены.
  3. Обращение в сервисный центр. Если непонятно, почему бьет током от автомобиля при выходе, удары крайне ощутимы, а использование дополнительных защитных аксессуаров не помогает, следует посетить мастерскую, высокая вероятность серьезной проблемы, повреждения внутренних силовых компонентов. Тянуть с визитом к специалистам не стоит.
  4. Соблюдение особых правил во время покидания салона. Этот вариант для тех, кого не слишком беспокоит, почему при выходе из машины бьет током, кто не хочет покупать дополнительные защитные приспособления и посещать сервис. Сразу стоит сказать, что вариант этот не лучший, ведь он не решает проблему статического заряда, а просто позволяет “не пересекаться” с ним. Секрет заключается в том, что еще до выхода нужно прикоснуться к металлической части кузова и отпустить ее только после того, как обе ноги стоят на земле. Да, неудобно. Да, непривычно. Но работает! Чуть проще метод, позволяющий снять статический заряд с металла без прямого взаимодействия. Например, перед выходом можно прикоснуться к кузову ключом или специальным антистатическим брелоком.
  5. Подтяжка минусовой клеммы АКБ. Все может быть так просто! Стоит заглянуть под капот, если контакт ослаб, необходимо восстановить изначальную плотность и прочность.

Если корпус машины бьет током, то главное средство борьбы — качественное заземление металлических частей с землей.

Для этих целей в продаже имеются специальные резиновые полоски с металлическим стержнем внутри, которые следует присоединить к кузову. Основное место присоединения — задняя часть машины (элементы подвески, усилитель заднего бампера). Для уменьшения сопротивления следует хорошенько зачистить место контакта ленты с металлическим элементом. Дополнительно при выходе можно посоветовать не прикасаться к металлическим частям, используя только пластиковые ручки дверей. При соблюдении данных требований можно совсем забыть про удары током.

Инструкция: что делать, если бьет током внутри машины?

Что делать, если бьет током внутри машины?

Не всегда машина бьет током при выходе. Неисправность порой выражается в ощутимых ударах прямо в салоне! В этом случае, в первую очередь, нужно посмотреть, из какого материала сделаны чехлы для сидений. Шерстяные, синтетические изделия склонны копить электрический заряд, стоит заменить их на кожаные, не обязательно натуральные, сойдет и экокожа, или хлопковые. Аналогичная проблема имеет место и в том случае, если сам водитель предпочитает носить одежду из указанных материалов, входящих в группу “повышенного риска”.

Если нет никакого желания менять любимые наряды и чехлы, то нужно, хотя бы, обработать их антистатическим спреем. Продается он сейчас едва ли не в любом супермаркете, стоит недорого, а обработки хватает на 3-4 недели. В дополнение к указанной обработке можно проводить и химчистку салона, чем меньше пыли – тем ниже риск столкнуться со статическим электричеством.

Как и в ситуации с кузовом, однако, при отсутствии положительного результата после выполнения указанных действий, следует как можно скорее посетить мастерскую. Высока вероятность, что речь идет о серьезной проблеме с проводкой транспортного средства.

Читайте также





0