Достоинства и недостатки автоматической коробки передач
Отличие вариатора от автомата простыми словами можно сформулировать, если вникнуть в положительные и отрицательные особенности обеих трансмиссий. Вдобавок, сильно поможет в принятии окончательного решения разница автомата и вариатора – что лучше, какой автомобиль окажется идеальным для конкретного водителя.
Начать знакомство с сильными и слабыми сторонами механизмов следует с АКПП. Ее достоинства таковы:
- Огромный эксплуатационный ресурс. 200, 250, 300 тысяч километров – это далеко не предел. Следование эксплуатационным инструкциям, своевременная замена масла, периодическая профилактика – все это помогает в разы увеличить срок службы, трансмиссия без проблем выдержит даже полмиллиона километров.
- Простота и невысокая стоимость ремонта. АКПП не отличается столь сложной конструкцией, как у вариатора, так что восстановление удастся провести в любом сервисном центре за вполне разумные деньги.
- Минимальная нагрузка на ДВС, переключение происходит без захода стрелки тахометра в красную зону.
- Небольшой объем заливаемого масла. Это значимый экономический аспект. CVT порой требуется почти 10 литров дорогой трансмиссионной жидкости, АКПП – всего 2-3 литра.
Негативное отличие коробки-автомат от вариатора кроется в следующем:
- Не самый высокий КПД, объясняющийся сторонними энергетическими потерями, вызванными особенностями функционирования гидротрансформатора. Использовать весь потенциал мотора не получится.
- Достаточно высокий топливный расход. Причина, опять же, заключается в не лучшем КПД.
- Техническое несовершенство некоторых автоматических трансмиссий, из-за чего при переключении скоростей явно ощущаются неприятные толчки и рывки. Современный автомат, вариатор или робот, впрочем, переключает скорости одинаково плавно.
Достоинства и недостатки вариатора
Автомат, робот, вариатор – отличия указанных типов трансмиссий, в первую очередь, касаются их принципа действия, плюсов и минусов.
Для CVT характерны следующие плюсы:
- Максимальная плавность движения. В процессе ускорения совершенно не ощущаются рывки, ремень мягко перемещается по плоскостям шкивов и валов.
- Повышенный коэффициент полезного действия. Это позволяет лучше раскрыть потенциал мотора, улучшить динамику разгона, что особенно ощутимо на скоростях более 50-60 километров в час.
- Топливная экономия. Здесь прослеживается прямая зависимость от КПД. Чем он выше, тем эффективнее машина использует топливо.
- Мягкая работа. Этот пункт касается не столько плавности переключений, сколько минимальных механических нагрузок на устройство. CVT укомплектованы электронными модулями, отслеживающими текущие нагрузки, подбирающими режимы работы, на 100% соответствующие им, что снижает интенсивность воздействий.
Отличие вариатора от автомата простыми терминами, касающимися негативных моментов, выглядят так:
- Ограничение мощности ДВС. Максимум – 220 лошадиных сил, в противном случае, CVT попросту не выдержит, даже будучи укомплектованным цепным приводом.
- Дороговизна масла. Экономить на нем нельзя, специалисты настаивают на использовании оригинальных трансмиссионных жидкостей.
- Конструктивная сложность и электронная оснащенность. Чем сложнее устройство, тем выше риск его поломки, тем дороже ремонт. В ситуации с CVT актуальны не только физические, механические проблемы, но и электронные сбои, также требующие устранения.
Основные отличия трансмиссий АКПП и вариатора
Отличие коробки-автомат от робота и вариатора вполне понятно по информации, представленной выше. Дополнительно можно сказать об интервалах сервисного обслуживания. На CVT придется чаще менять расходники, фильтры и масло. Еще один момент, заслуживающий внимания – режимы эксплуатации. CVT не подходит для буксировки, резких стартов с места и торможений “в пол”.
Что лучше выбрать?
Какой тип трансмиссии лучше: автомат или вариатор – зависит от конкретных эксплуатационных условий и пожеланий водителя. Для поездок по городу или магистралям лучше подойдет CVT, максимальную плавность его работы удастся оценить и в пробках, и при обгонах попутного транспорта на трассе. Классический автомат – более неприхотливое и надежное решение, если многие маршруты проложены по проселкам, ременные и цепные передачи уязвимы перед вибрациями и ударными воздействиями, возникающими при проезде ухабов. Порекомендовать его можно и консервативным водителям, привыкшим самостоятельно обслуживать автомобиль, в этом отношении механизм куда проще.
Рекомендации и советы
Несмотря на то, что отличие коробки-автомат от вариатора весьма существенно, любая трансмиссия хороша, если эксплуатировать ее правильно, не подвергать лишним нагрузкам, своевременно обслуживать. Даже неприхотливый автомат вряд ли прослужит долго, если водитель будет игнорировать сервисные интервалы, замену масла, фильтров и другие манипуляции, необходимые для поддержания работоспособности.