Top.Mail.Ru
добавлен к сравнению
В списке 0 автомобилей
23.05.2024

Стучит руль: причины проблемы, ее опасность и методы устранения

Посторонние звуки при эксплуатации транспортного средства – это всегда повод насторожиться. Лязгающая коробка передач, воющие колеса, чересчур громко работающий двигатель – примеров множество. Заслуживает внимания и ситуация, когда стучит руль при движении, проезде неровностей, маневрах, вне зависимости от направления и резкости. Почему стучит руль? Чем угрожает такая ситуация? Как провести ремонт?

Содержание:

  1. Причины постороннего звука
  2. Чем грозит стук в руле?
  3. Порядок действий при появлении стука
  4. Полезные советы

Почему стучит руль в автомобиле?

Первичную диагностику можно провести и самостоятельно, без обращения в специализированный сервис, размещения транспортного средства на эстакаде или смотровой яме. В первую очередь, нужно учесть место, откуда доносится стук:

  1. Колесо. Скорее всего, имеет место серьезный дефект ШРУС, разрыв уплотнителя, защищающего от пыли, деформация подшипника. Нельзя исключать и повреждения рулевых тяг, рейки, различных компонентов подвески, от стоек до амортизаторов.
  2. Рейка. Посторонний звук, доносящийся со стороны рейки, указывает на деформацию вала, подшипников и других близкорасположенных элементов. На автомобилях, укомплектованных системами ГУР или ЭУР, можно говорить об износе гидравлики, электромотора.
  3. Руль. Стук непосредственно от рулевого колеса говорит о дефектах рейки, либо выраженной коррозии на карданном валу.

Второй момент – обстоятельства, при которых появляется посторонний звук:

  • Если стучит при повороте руля до одного из крайних положений, то дело может касаться неплотно затянутых крепежей. Вполне вероятно, что при резких маневрах они начинают болтаться, раскачиваться, ударяться о соседние элементы подвески или кузов.
  • Стучит руль на месте, когда автомобиль припаркован – впору тщательно проверить рулевую рейку, убедиться в целостности тяг, отсутствии деформаций, надежности всех крепежей.
  • Руль стучит при движении – актуальны неисправности, аналогичные описанным ранее, однако, более серьезное внимание нужно уделить элементам подвески. В особенности, если звуки становятся максимально выраженными и громкими при проезде неровностей, лежачих полицейских, ям. Вполне вероятно, что система рулевого управления в порядке, а вот стойки и пружины – пора менять.

Чем грозит стук в руле?

Многие водители не обращают внимание на то, что стучит руль, полагают, что проблема не слишком серьезная, не заслуживающая внимания и немедленного устранения, способная со временем исчезнуть сама по себе. Такой подход в корне не верен, способен привести к целому спектру негативных последствий, в том числе:

  • Усугубление повреждения. Посторонний звук, как правило, говорит о вибрациях, механической нагрузке, приходящейся не только на “стучащий” элемент, но и на соседние. Эта вибрация приводит к прогрессированию поломки, появлению новых дефектов, необходимости комплексного дорогостоящего ремонта.
  • Ухудшение управляемости. Появляются “мертвые зоны”, автомобиль неохотно слушается движений рулевого колеса, резкие маневры становятся затрудненными, а зачастую – невозможными. В конечном итоге, все это способно привести к ДТП, водитель попросту не сможет объехать препятствие, увернуться от встречного автомобиля.
  • Риск полной блокировки рулевого колеса. Простыми словами, оно просто “встает” или вращается без механической связи с колесами. О возможных последствиях такой ситуации во время движения по оживленной магистрали и говорить не приходится.
  • Ухудшение комфорта поездки. Как уже было сказано, причины постороннего звука кроются не только в системе рулевого управления, но и в подвеске. Износ амортизаторов, стоек, стабилизаторов приводит к тому, что кузов автомобиля сильно раскачивается, подвеска теряет способность гасить колебания, вызванные проездом неровностей. Маршрут, проходящий по грунтовке, или асфальтированной дороге невысокого качества, превращается в пытку как для водителя, так и для пассажиров.
Заказать звонок
Введите ваше имя
Введите ваш телефон
Выберите тему запроса
Предоставляя свои личные данные, вы даете согласие на получение от Авилон новостей, информации по специальным предложениям, а так же обработку персональных данных.

Порядок действий при появлении стука

Причины, по которым стучит руль при повороте на месте, либо при выполнении других маневров, обозначены выше, теперь нужно подробнее изучить инструкции, позволяющие справиться с проблемой. Они определяются ее характером, механизмом или элементом, в котором возникла поломка.

ШРУС

Если стучит, когда поворачиваешь руль до одного из крайних положений, то, вероятно, звук доносится от ШРУС, позиция которого соответствует направлению поворота. Необходимо добраться до детали, снять ее и провести тщательный осмотр. При отсутствии видимых повреждений достаточно чистки и смазки, серьезные дефекты, вроде разрывов пыльников, деформаций – не обойтись без замены.

Рулевая рейка

Если целостность детали нарушена или возникли другие проблемы, то стучит роль на кочках, при резких и плавных маневрах – вне зависимости от скорости. Неприятности с рейкой вызваны, как правило, следующим:

  • Недостаточно надежная фиксация механических крепежей. Следует подтянуть болты и гайки.
  • Люфт опорной стойки, ее серьезная деформация или другой дефект, связанный с нарушением целостности, изначальной конфигурации.
  • Деформация подшипников вала.
  • Расшатывание, износ зубцов рулевой рейки, из-за за чего теряется изначальная плотность контакта, появляются зазоры.
  • Коррозия. Справиться с коррозией невозможно, максимум – временно блокировать ее распространении. При обнаружении очагов ржавчины лучше как можно скорее поменять деталь.
  • Износ прокладки, снижающей силу трения между компонентами системы.

Провести комплексную проверку рулевой рейки достаточно сложно, не обойтись без эстакады или смотровой ямы, дополнительно потребуется помощь второго человека. Рациональнее обратиться в сервисный центр, при наличии соответствующего оборудования процесс займет минимум времени.

Кардан руля

Уделить внимание этой детали нужно в том случае, если шум доносится со стороны рулевой колонки. Сначала речь идет о тихих стуках при резких маневрах, постепенно проблема усугубляется, проявляется даже на стоянке. В зависимости от выраженности дефекта, карданный вал меняется или восстанавливается. Решение для водителей, желающих не устранять неприятность, а свести к минимуму риск ее появления – замена комплектных подшипников втулками на основе специального полимерного материала. Они более надежны, подходят даже для коммерческой эксплуатации транспортного средства с огромными пробегами, например, в такси или курьерской службе.

Стойки амортизатора

Стучит стойка не только при повороте руля, но и при прямолинейном движении. Понять, что дефект кроется именно в элементе подвески, можно по резкому маневру – при его выполнении звук станет особенно громким и выраженным, так как резко увеличивается нагрузка. К сожалению, в большинстве случаев ремонт этого дефекта оказывается невозможным, не удается обойтись без замены.

Затягивать с восстановлением амортизаторов, как и стабилизаторов, нельзя. Стук – лишь одна из неприятностей, гораздо опаснее тот факт, что автомобиль лишается изначальной устойчивости, во время торможения и разгона кузов раскачивается, при прохождении поворотов – кренится. Потерять управление в таких условиях очень легко, да и комфорт поездки сильно страдает.

Механические крепежи и посторонние предметы

Если посторонние звуки связаны с одной из указанных причин – это наиболее “удачный” вариант для водителя, устранение проблемы не потребует больших усилий и времени. Достаточно подтянуть все болты и гайки, чтобы исключить колебания деталей, “вытряхнуть” всевозможные камешки, чтобы они не создавали эффекта “погремушки”, не мешали нормальному движению элементов системы рулевого управления.

Полезные советы

Главная рекомендация – не игнорировать проблему. Да, первое время стук выглядит совершенно безобидным, никак не мешает управлению, однако, постепенно ситуация усугубляется: звук становится громче, автомобиль – хуже слушается команд водителя, с запозданием выполняет маневры, неуверенно ведет себя как в повороте, так и прямолинейном движении.

Простейшую диагностику можно провести собственными силами, однако, если установить причину невозможно, рациональнее как можно быстрее добраться до сервисного центра для комплексной проверки. Чем быстрее определена и устранена неисправность – тем безопаснее поездки, тем ниже расходы, связанные с ремонтом.



Читайте также


0