добавлен к сравнению
В списке 0 автомобилей
22.04.2024

Настройка зажигания в бензиновом ДВС: правила, рекомендации, особенности

Автомобиль, как известно, приводится в движение энергией, вырабатываемой двигателем при сгорании в нем топлива. Инициируется это сгорание электрическим разрядом, который должен формироваться четко в определенный момент, без задержек и опережений. Чтобы эксплуатация авто не была сопряжена с дополнительными проблемами, водителю нужно знать, как правильно настроить зажигание, какие ошибки способны привести к некорректной работе ДВС, мешать использовать технику на 100%.

Содержание:

  1. Принцип работы системы зажигания
  2. Позднее и раннее зажигание: понятия
  3. Раннее зажигание: диагностика
  4. Позднее зажигание: диагностика
  5. Регулировка зажигания: методики и рекомендации
  6. Полезные советы

Принцип работы системы зажигания

Принцип работы системы зажигания

Классическая система, используемая в бензиновых двигателях внутреннего сгорания, сформирована следующими модулями:

  • Свечи зажигания. В зависимости от модели мотора, на каждый из цилиндров приходится по одной, а то и по две свечи.
  • Катушки зажигания. Опять же, они бывают как отдельными для каждой свечки, так и общими – для всех элементов сразу.
  • Трамблер. Применяется в системах, построенных на единственной катушке.
  • Управляющий блок с электронным модулем или коммутатор на полупроводниках.
  • Провода для передачи импульсов высокого напряжения.
  • АКБ, основной источник энергии.

Алгоритм зажигания достаточно прост. В требуемый момент катушка получается 12-вольтовый импульс, многократно увеличивает его, за счет чего на свече формируется искра, поджигающая топливовоздушную смесь. Периодичность формирования искры, конкретное время ее образования – все это определяет электронный модуль управления или коммутатор на полупроводниках.

Чтобы со стабильностью работы, мощностью мотора не возникало проблем, воспламенение должно произойти до того, как поршень поднимется в крайнее верхнее положение. Это поможет образующимся газам мощность толкать его вниз, обеспечивая вращение коленвала. Временного отклонения даже на сотые доли секунды порой достаточно для значительного снижения мощности, увеличения расхода топлива и других негативных последствий.

Позднее и раннее зажигание: понятия

Позднее и раннее зажигание

Позднее зажигание – проблема, при которой смесь в цилиндре воспламеняется в момент, когда поршень или уже достиг пикового верхнего положения, или подобрался к нему предельно близко. Топливо в таком случае не сгорает в цилиндре полностью, часть этого процесса происходит в выпускном коллекторе, а это сопряжено с целым комплексом проблем:

  • Увеличение расхода бензина, значительный объем которого расходуется впустую.
  • Перегрев мотора.
  • Перегрев турбины.
  • Перегрев катализатора, замена которого обойдется в кругленькую сумму.

При раннем зажигании впору говорить об обратном отклонении, вспышка в цилиндре происходит, когда поршню еще очень далеко до верха. Это приводит к тому, что газы не толкают деталь вверх, а, наоборот, оказывают дополнительное сопротивление. Тяга снижается, а расход резко возрастает. Опасность в таком случае представляет и явление детонации, когда топливная смесь не вспыхивает, а буквально взрывается внутри цилиндра, что сопряжено с огромными термическими и механическими нагрузками на компоненты ДВС.

Таким образом, для технически правильного, безопасного, эффективного использования транспортного средства обязательно нужно точно настроить зажигание на двигателе.

Заказать звонок
Введите ваше имя
Введите ваш телефон
Выберите тему запроса
Предоставляя свои личные данные, вы даете согласие на получение от Авилон новостей, информации по специальным предложениям, а так же обработку персональных данных.

Раннее зажигание: диагностика

На данную проблему указывают следующие признаки:

  1. Ощутимая детонация в ДВС при резком нажатии педали акселератора.
  2. Слишком высокие обороты на холостом ходу.
  3. Резкое падение тяги, разгонных характеристик транспортного средства.
  4. Повышенный топливный расход.
  5. Ощутимые “взрывы” во впускном коллекторе.

Если процесс происходит долгое время, то электроды свечей подвергаются чрезмерной термической нагрузке, элементы могут потребовать замены гораздо раньше срока.

Позднее зажигание: диагностика

В целом, проблемы схожи с предыдущей ситуации. Запустить двигатель становится довольно сложно, на холостом ходу обороты плавают, а иногда – мотор попросту глохнет, топливный расход становится очень большим, а динамика и тяга – наоборот, сильно не дотягивают до нормальных значений. Дополнительно можно отметить следующее:

  • Появление характерного басовитого звука на оборотах ДВС выше среднего.
  • Регулярный перегрев мотора.
  • Появление выраженной копоти на внутренних стенках выхлопной трубы.

Регулировка зажигания: методики и рекомендации

Регулировка зажигания

На большинстве современных авто установлены электронные комплексы управления зажиганием, ориентирующиеся на показания датчиков, благодаря чему подбирающие оптимальное время для формирования искры. Перед тем, как настроить бесконтактное зажигание на такой технике – стоит изучить ее инструкцию и, в идеале, обратиться в специализированный сервис, где есть необходимое компьютерное оборудование. Речь идет о работе больше не с технической, а с программной частью, так что без специалистов не обойтись.

Совсем другое дело – как настроить зажигание на авто, укомплектованном трамблером. Это чисто механический компонент, основа которого – вал, изменение положения которого и поможет найти оптимальный момент для искрообразования. Всего методики три:

  1. На слух. Привлекает простотой, однако, требует немалого опыта. Мотор запускается в холостом режиме, при медленном вращении трамблера нужно прислушиваться к его работе, ловить позицию, в которой она максимально стабильна. Второй этап – настройка на ходу. Положение трамблера не должно приводить к длительной детонации в цилиндрах при резком нажатии на педаль акселератора при малых оборотах. Пара секунд – норма, больше – нет.
  2. При помощи стробоскопа. Самый точный метод. Суть – освещение мгновенными световыми импульсами меток позиции коленвала на шкиве и корпусе ДВС. Световой импульс появляется при образовании разряда, а вместе с вращением трамблера метки смещаются относительно друг друга. Нужно стремиться к тому, чтобы при вспышках метки оказались не просто близко, а напротив друг друга.

Наконец, третий способ, как настроить опережение зажигания – по лампочке. Применяется он, в основном, на трамблерах с контактными группами. Источник света подключается к проводу прерывателя, коленвал мотора придется вращать самостоятельно. Световые вспышки должны совпадать с совмещением меток, как в предыдущем случае.

Полезные советы

Главная рекомендация – стремление к идеальному углу зажигания, без его отклонения в большую или меньшую стороны. Даже при небольшой выраженности такое отклонение чревато серьезными поломками, перерасходом топлива и множеством других неприятных последствий.



Читайте также


0