Чем отличается режим “P” от ручного тормоза?
На машине автомат ставить на ручник необходимо для того, чтобы исключить даже минимальные смещения авто, принцип действия механизмов различен. Если активировать режим “P” без тормоза, выйти наружу и толкнуть транспортное средство, удастся заметить ощутимые смещения. Да, далеко оно не уедет, за исключением ситуаций парковки на горке. С ручником, однако, выраженность таких смещений окажется минимальной.
Функция режима “P” – блокировка шестеренок трансмиссии, что исключает их вращение, благодаря чему техника остается на месте. Ручной тормоз же задействует колодки, прижимает их к дискам, что делает невозможным вращение колес. Это куда более эффективно, надежно и безопасно.
Чем опасно не ставить автомобиль на ручник?
Из-за того, что и только в режиме “P” транспортное средство оказывается надежно зафиксированным на месте, у некоторых водителей складывается впечатление, что не нужно ставить автомат на ручник. Это серьезная ошибка, сопряженная со множеством негативных явлений:
- Увеличение нагрузки на компоненты АКПП. Как уже было сказано, принцип действия режима “P” заключается в блокировке вращения трансмиссионных шестеренок. Если техника припаркована даже на небольшой горке, то вся ее масса начинает давить на элементы, ведь вращение колес не заблокировано. Конечно, шестерни выполнены из прочного металла, так что сразу поломка не случится, но регулярное пренебрежение стояночным тормозом приведет к необходимости ремонта. С учетом того, что трансмиссия – один из самых дорогих компонентов транспортного средства, обойдется он в огромную сумму.
- Риск повреждения АКПП во время ДТП. Столкновения с припаркованными у обочины машинами – не редкость. При отсутствии активации ручника, значительная часть ударной нагрузки придется на трансмиссию, шестерни деформирует или даже вырвет, а такие повреждения не удастся решить даже ремонтом, потребуется полная замена коробки. С учетом таких последствий, вопрос, нужен ли ручник на автомате выглядит странным, механизм реально выручит в критической ситуации.
- Повышенный риск угона. Ручной тормоз блокирует колеса, прижатые колодки не дают им вращаться, так что угон буксировкой становится, по сути, невозможен, без крана-манипулятора, эвакуатора не обойтись. Далеко не каждые злоумышленники решатся на такое.
В общем, неудивительно, что производители обозначают в эксплуатационных инструкциях, как пользоваться ручником на автомате. Это крайне важный и полезный элемент конструкции транспортного средства.
Как правильно ставить авто с АКПП на ручник?
Чтобы в полной мере ощутить преимущества механизма, необходимо знать, как правильно ставить ручник на автомате. Официальные инструкции, советы опытных автомобилистов говорят, что лучше всего придерживаться следующего алгоритма действий:
- Остановка транспортного средства, дальнейшее удерживание тормозной педали.
- Активация ручника.
- Активация режима “P” на трансмиссии, снятие ноги с тормозной педали.
Подобная последовательность оптимальна, исключены посторонние нагрузки на шестерни и другие компоненты трансмиссии. Следовать инструкции нужно и при снятии блокировки:
Полезные советы и рекомендации
Из всего сказанного выше вполне понятно, зачем нужен ручник на автомате. Да, его включение требует некоторых дополнительных действий, многие водители банально ленятся выполнять их, но нужно выработать соответствующую привычку, каждый раз активировать механизм. Постепенно все будет выполняться рефлекторно, все движения окажутся столь же естественными, как переключение передач или нажатия на педаль тормоза. Главный совет тут – не лениться.
Отдельно нужно сказать о том, ставят ли автомат на ручник в зимнее время. Основная причина – изменение погодных условий, снижение температуры воздуха. Если автомобиль будет оставлен надолго, имеет место температурный перепад, днем была оттепель, а вечером – мороз, то существует вероятность примерзания колодок к дискам. Вполне вероятно, что рациональнее отказаться от ручного тормоза, однако, прежде нужно убедиться, что транспортное средство находится в полной безопасности, припарковано на ровной поверхности, в идеале – на оборудованной площадке или специальном комплексе.
Если автомобиль пришлось оставить на обочине, то стоит найти место, где есть бордюр, выставить колеса так, чтобы при случайном движении автомобиль проехал несколько сантиметров и уперся в него, остановился. Самый крайний случай – использование специальных башмаков, как на железной дороге, подпоров для колес.