Как правильно установить докатку?
Безопасно можно ездить на докатке только в том случае, если она правильно установлена. Общая рекомендация – установка на ось, которая не выполняет функции ведущей, однако, нужно учитывать зависимость оси от типа привода:
- Полный. Монтаж возможен исключительно на заднюю ось. Таким образом, если повреждено одно из передних колес, предварительно на его место нужно поставить целое с задней, а уже вместо него – докатку.
- Передний. Опять же, исключительно на заднюю ось. Игнорирование данного требования приведет к ухудшению маневренности, увеличит тормозной путь и риск срыва с траектории при прохождении крутого поворота.
- Задний. Здесь все не так однозначно, как кажется на первый взгляд. Докатка спереди несколько увеличивает тормозной путь и вероятность заноса в поворотах, лучше проходить их максимально аккуратно, в особенности, на гололеде или мокром асфальтовом покрытии. Задняя установка не сказывается на тормозном пути, но ухудшает маневренность.
С какой скоростью можно ездить на докатке?
Какая скорость на докатке – четко прописано в ПДД. Ее использование является аварийным, экстренным случаем, так что скоростной режим ограничен 60 километрами в час, даже несмотря на то, что некоторые марки допускают и 80. Правило “тише едешь – дальше будешь” в такой ситуации должно быть главным, в сложных условиях разумнее включить аварийку, перестроиться поближе к правой обочине и ехать максимально медленно, чтобы не потерять управления из-за резкого ухудшения сцепления с дорогой.
Как далеко можно уехать на докатке?
В том случае, если типоразмер детали идентичен штатным колесам, то ответ на вопрос, сколько можно ездить на докатке – 200 километров, причем речь идет о сухой и теплой погоде. Для зимнего сезона актуальны вдвое меньшие значения. Если типоразмер больше или меньшего штатного на единицу, то летом можно проехать, как максимум, 100 километров, а зимой – 50.
Правила езды на докатке
Для собственной безопасности, уменьшения риска аварии, нужно учитывать не только то, сколько можно ехать на докатке, но и то, как это делать. Главные принципы – аккуратность и осторожность, плавные разгоны, мягкие торможения и повороты руля, что объясняется следующим:
- Увеличение тормозного пути из-за меньших габаритов аварийного колеса, малой площади пятна контакта с дорожным покрытием.
- Ухудшение маневренности из-за малых размеров аварийного колеса, а также не лучшего сцепления с покрытием, вызванного мелким протектором.
- Изменение распределения мощности из-за различной массы колес. Вдобавок, могут давать сбои электронные системы безопасности, ABS, ESP и прочие.
- Хрупкость аварийного колеса приводит к тому, что максимальная скорость на докатке на плохой дороге должна быть ограничена буквально 20-30 километрами в час, иначе очередной ухаб приведет к повреждению корда или деформации тонкого штампованного диска.
Плюсы и минусы докатки
Полноразмерная докатка отличается следующими плюсами:
- Минимальные габариты и масса, что экономит пространство в багажном отсеке, упрощает процесс замены.
- Низкая цена, что важно при ограниченном бюджете.
- Ремонтопригодность. Небольшие повреждения легко устранимы собственными силами, заплатками и специальными полимерными составами. При этом, даже восстановленная деталь, при соблюдении указанных выше эксплуатационных правил, остается на 100% безопасной.
В качестве минусов, конечно, нужно рассмотреть многочисленные эксплуатационные ограничения и невысокий ресурс. Чтобы вопрос, с какой скоростью можно ехать на докатке, не стоял слишком остро, нужно использовать деталь, типоразмер которой идентичен штатным колесам.
Как выбрать хорошую докатку?
Главный критерий при подборе – типоразмер, который должен соответствовать штатным колесам. Это добавит устойчивости, увеличит дистанцию, сколько можно проехать на докатке, сохранит работоспособность электронных помощников, так как все колеса будут вращаться с одинаковой скоростью.
Конечно, важны и общие моменты, качество товара, не допускаются трещины, потертости и другие дефекты резины, глубина протектора должна быть достаточной, чем она больше – тем выше эксплуатационный ресурс.
Подведение итогов
Можно ли ездить на докатке? Однозначно. Безопасно ли это? При соблюдении перечисленных выше правил – абсолютно. Эту деталь обязательно нужно держать в багажнике, в критической ситуации она окажется максимально полезной. Главное – четко понимать, что она не является полной альтернативой обычного колеса, имеет строго определенное назначение, как можно скорее должна быть заменена на “полноценную” шину.