добавлен к сравнению
В списке 0 автомобилей
08.08.2023

Вариатор или автомат: что лучше выбрать?

Далеко не каждый водитель горит желанием садиться за руль автомобиля с механической трансмиссией, довольно сложной в обращении, требующей определенных навыков и умений. Наиболее распространенные альтернативы МКПП – вариатор или автомат. Как выбрать и использовать указанные трансмиссии правильно, какие ошибки могут привести к поломкам, повреждениям? Чем отличается коробка-автомат от вариатора?

Содержание:

  1. Что такое вариатор и автомат?
  2. Плюсы и минусы АКПП
  3. Плюсы и минусы вариатора
  4. Какие основные отличия трансмиссий?
  5. Что лучше выбрать?
  6. Полезные советы

Автомат и вариатор: что это?

Что такое акпп и вариатор?

Отличие вариатора от автомата легко понять, если разобраться в конструктивных особенностях и принципах функционирования.

Главные элементы конструкции классической АКПП – гидротрансформатор и редуктор. Первый элемент выполняет задачу модуля сцепления, второй – обеспечивает эффективную передачу усилия от шестерни к шестерне. За передачу крутящего момента, формируемого валом мотора, отвечает гидротрансформатор, заполненный специальным трансмиссионным маслом. В классическом автомате также используются фрикционные диски, изготовленные из прочной стали, выдерживающей интенсивное трение, и муфты. Муфты можно назвать своеобразными аналогами узла сцепления в механике, они подвижны, разжимаются и сжимаются, за счет чего и достигается активация необходимой скорости.

Главное, чем отличается вариатор от автомата – отсутствие четких передач. Такая особенность объясняется кардинально иным принципом функционирования. Вариатор укомплектован цепным или ременным приводом, который воспринимает усилие, создаваемое валом мотора, передает его колесам. Изменение передаточного числа происходит максимально плавно, так как диаметр работающих валов, как ведомого, так и ведущего, также изменяется без рывков.

Автомат-вариатор на Ниссанах, Тойотах, Мерседесах и авто других марок может иметь определенные особенности, характерные для конкретного производителя, однако, все CVT можно представить двумя наиболее масштабными, крупными категориями:

  1. Клиноременные.
  2. Тороидные.

В первом случае за передачу усилия отвечает цепь или ремень, протянутый между парой шкивов в форме конуса. Благодаря конической форме, рабочий диаметр элементов меняется, что позволяет водителю набирать скорость, добиваться оптимального крутящего момента, соответствующего дорожной обстановке.

Алгоритм функционирования достаточно прост. Нажатие на педаль газа активирует процессы передачи крутящего момента от мотора на ведомый вал. Конструкция основного шкива, при этом, предполагает смещение ремня от центральной части к краю при росте оборотов ДВС, тогда как на ведомой детали имеет место обратное явление. За счет этого трансмиссия обеспечивает максимально плавное изменение передаточного числа, при разгоне на 100% исключены рывки и вибрации.

Второй вариант – CVT тороидного типа. Принцип его работы также не вызывает трудностей при решении вопроса, как отличить вариатор от автомата, хотя конструкция значительно отличается от предыдущего. Главная особенность – отсутствие валов и шкивов, место которых заняли сферические колеса, разделенные роликами. Первое колесо выполняет главную, ведущую, функцию, второе – зависимое. Изменение скорости и крутящего момента становится возможным из-за того, что сила трения между деталями непостоянна. Тороидные механизмы, в сравнении с клиноременными, гораздо дороже, сложнее в производстве и ремонте, так что они не получили столь широкого распространения.

Ремонт и обслуживание в официальном сервисе Avilon

Вы отправляете заявку online
С вами согласовывается предварительная стоимость и дата визита
Работы выполнены, ваш автомобиль обслужен

Достоинства и недостатки автоматической коробки передач

Плюсы и минусы акпп

Отличие вариатора от автомата простыми словами можно сформулировать, если вникнуть в положительные и отрицательные особенности обеих трансмиссий. Вдобавок, сильно поможет в принятии окончательного решения разница автомата и вариатора – что лучше, какой автомобиль окажется идеальным для конкретного водителя.

Начать знакомство с сильными и слабыми сторонами механизмов следует с АКПП. Ее достоинства таковы:

  • Огромный эксплуатационный ресурс. 200, 250, 300 тысяч километров – это далеко не предел. Следование эксплуатационным инструкциям, своевременная замена масла, периодическая профилактика – все это помогает в разы увеличить срок службы, трансмиссия без проблем выдержит даже полмиллиона километров.
  • Простота и невысокая стоимость ремонта. АКПП не отличается столь сложной конструкцией, как у вариатора, так что восстановление удастся провести в любом сервисном центре за вполне разумные деньги.
  • Минимальная нагрузка на ДВС, переключение происходит без захода стрелки тахометра в красную зону.
  • Небольшой объем заливаемого масла. Это значимый экономический аспект. CVT порой требуется почти 10 литров дорогой трансмиссионной жидкости, АКПП – всего 2-3 литра.

Негативное отличие коробки-автомат от вариатора кроется в следующем:

  • Не самый высокий КПД, объясняющийся сторонними энергетическими потерями, вызванными особенностями функционирования гидротрансформатора. Использовать весь потенциал мотора не получится.
  • Достаточно высокий топливный расход. Причина, опять же, заключается в не лучшем КПД.
  • Техническое несовершенство некоторых автоматических трансмиссий, из-за чего при переключении скоростей явно ощущаются неприятные толчки и рывки. Современный автомат, вариатор или робот, впрочем, переключает скорости одинаково плавно.

Достоинства и недостатки вариатора

Плюсы и минусы вариатора

Автомат, робот, вариатор – отличия указанных типов трансмиссий, в первую очередь, касаются их принципа действия, плюсов и минусов.

Для CVT характерны следующие плюсы:

  1. Максимальная плавность движения. В процессе ускорения совершенно не ощущаются рывки, ремень мягко перемещается по плоскостям шкивов и валов.
  2. Повышенный коэффициент полезного действия. Это позволяет лучше раскрыть потенциал мотора, улучшить динамику разгона, что особенно ощутимо на скоростях более 50-60 километров в час.
  3. Топливная экономия. Здесь прослеживается прямая зависимость от КПД. Чем он выше, тем эффективнее машина использует топливо.
  4. Мягкая работа. Этот пункт касается не столько плавности переключений, сколько минимальных механических нагрузок на устройство. CVT укомплектованы электронными модулями, отслеживающими текущие нагрузки, подбирающими режимы работы, на 100% соответствующие им, что снижает интенсивность воздействий.

Отличие вариатора от автомата простыми терминами, касающимися негативных моментов, выглядят так:

  • Ограничение мощности ДВС. Максимум – 220 лошадиных сил, в противном случае, CVT попросту не выдержит, даже будучи укомплектованным цепным приводом.
  • Дороговизна масла. Экономить на нем нельзя, специалисты настаивают на использовании оригинальных трансмиссионных жидкостей.
  • Конструктивная сложность и электронная оснащенность. Чем сложнее устройство, тем выше риск его поломки, тем дороже ремонт. В ситуации с CVT актуальны не только физические, механические проблемы, но и электронные сбои, также требующие устранения.


Основные отличия трансмиссий АКПП и вариатора

Чем отличается акпп от вариатора?

Отличие коробки-автомат от робота и вариатора вполне понятно по информации, представленной выше. Дополнительно можно сказать об интервалах сервисного обслуживания. На CVT придется чаще менять расходники, фильтры и масло. Еще один момент, заслуживающий внимания – режимы эксплуатации. CVT не подходит для буксировки, резких стартов с места и торможений “в пол”.

Что лучше выбрать?

Что выбрать акпп или вариатор?

Какой тип трансмиссии лучше: автомат или вариатор – зависит от конкретных эксплуатационных условий и пожеланий водителя. Для поездок по городу или магистралям лучше подойдет CVT, максимальную плавность его работы удастся оценить и в пробках, и при обгонах попутного транспорта на трассе. Классический автомат – более неприхотливое и надежное решение, если многие маршруты проложены по проселкам, ременные и цепные передачи уязвимы перед вибрациями и ударными воздействиями, возникающими при проезде ухабов. Порекомендовать его можно и консервативным водителям, привыкшим самостоятельно обслуживать автомобиль, в этом отношении механизм куда проще.

Рекомендации и советы

Полезные советы

Несмотря на то, что отличие коробки-автомат от вариатора весьма существенно, любая трансмиссия хороша, если эксплуатировать ее правильно, не подвергать лишним нагрузкам, своевременно обслуживать. Даже неприхотливый автомат вряд ли прослужит долго, если водитель будет игнорировать сервисные интервалы, замену масла, фильтров и другие манипуляции, необходимые для поддержания работоспособности.



Читайте также


0