Гидроусилитель руля, несмотря на появление более технологичных электрических аналогов, продолжает оставаться основным механизмом, позволяющим значительно упростить управление транспортным средством. Встречается он и на компактных седанах, и на крупнотоннажных грузовиках.
Содержание:
Гидроусилитель руля: что это такое?
Гидравлический усилитель руля — это автомобильная гидравлическая система, часть рулевого механизма, предназначенная для облегчения управления направлением движения автомобиля при сохранении необходимой «обратной связи» и обеспечении устойчивости и однозначности задаваемой траектории.
Неопытные водители зачастую плохо знают, как устроена их машина. Где находится гидроусилитель руля для них – настоящая загадка, между тем, стоит иметь хотя бы минимальные представления не только о расположении механизма, но и о принципе его функционирования, это позволит правильно использовать авто, собственными руками, без обращения в сервис, устранять поломки и ошибки, о которых подает сигнал бортовой компьютер.
Итак, основная задача ГУР – облегчение вращения рулевого колеса за счет дополнительного давления масла, позволяющего преодолеть сопротивление, возникающее при контакте шин с дорожным покрытием, изменении положения механизмов управления. Эта система перекочевала на легковые автомобили с грузовиков, водителям которых приходилось прилагать огромные мускульные усилия для поворотов и маневрирования в потоке. ГУР сделал управление гораздо более комфортным, даже интенсивное маневрирование не утомляет, руль вращается легко, при этом, сохраняет отзывчивость, точность.
Понять, есть ли гидроусилитель руля, корректно ли он функционирует, не нуждается ли автомобиль в ремонте, можно именно по сопротивлению рулевого колеса. Когда туго крутится руль с гидроусилителем, стоит обратиться в сервисный центр или провести самостоятельное обслуживание, для этого не нужно быть опытным механиком, хватит минимальных знаний.
Принцип работы гидроусилителя руля и его устройство
Устройство всех ГУР идентично:
- Насос, благодаря которому давление в системе достаточно для корректной работы, эффективности и функциональности.
- Распределитель. Элемент направляет масло в направлении, соответствующем повороту, либо возвращает ее в бачок.
- Гидравлический цилиндр, воспринимающий давление масла, изменяющий положение рулевой рейки.
- Соединительные шланги, обеспечивающие циркуляцию рабочей жидкости по системе.
- Расширительный бак. Водителю лучше сразу уточнить в эксплуатационной инструкции, где находится бачок гидроусилителя руля, чтобы контролировать уровень масла и состояние фильтра грубой очистки, задерживающего крупные механические частицы. Конструкция резервуара снижает вероятность формирования в системе опасных воздушных пробок.
Работают ГУР, вне зависимости от марки, по одинаковому принципу. Когда рулевое колесо находится в среднем положении, так же расположен и распределитель, масло свободно циркулирует по контуру за счет давления, создаваемого помпой. При повороте руля золотниковый механизм изменяет положение синхронно с ним, освобождает ток масла, которое давит на поршень цилиндра и рейку, облегчая задачу водителя, способствуя уверенному, точному и безопасному выполнению маневра.
Какое масло заливать в гидроусилитель?
Масло для гидроусилителя руля – это не просто среда, создающая необходимое давление.
Оно выполняет и следующие задачи:
- Смазка всех подвижных механизмов, уменьшение трения между ними, увеличение эксплуатационного ресурса.
- Формирование водонепроницаемой пленки, что защищает металл от образования ржавчины.
- Отвод тепловой энергии, образующейся в процессе функционирования.
- Поддержание эластичности полимерных уплотнительных элементов, исключение образования поверхностных, структурных трещин, деформаций, усадки.
Автомобилисту стоит сразу уточнить, какое масло заливать в гидроусилитель руля, чтобы правильно подобрать состав, нужно заглянуть в эксплуатационную инструкцию, ее соблюдение гарантирует, что новые механизмы прослужат долго. Если найти конкретный продукт не удается, то по отзывам, рекомендациям сервисных центров можно понять, что заливают в гидроусилитель руля следующее:
- ATF. Универсальные составы, подходящие также для технологичных автоматических трансмиссий.
- PSF. Специализированные средства, исключительно для ГУР.
- Multi HF. Также специализированный продукт, разработанный для усилителей рулевого управления.
Средний интервал замены – 50 тысяч километров, однако, при некорректной работе системы стоит обновить состав до достижения указанного пробега. Шум насоса, изменившийся цвет состава, присутствие в нем выраженных механических частиц – все это говорит о необходимости срочного обслуживания. Перед заменой нужно уточнить, какая жидкость в гидроусилителе руля. Почему это нужно сделать? Причина – несовместимость некоторых продуктов.
Рекомендуется придерживаться следующих правил:
- К синтетике добавляется синтетика, к минералке – минералка, из-за разницы в компонентах пренебрежение правилом ведет к образованию опасной смеси, способной вывести ГУР из строя.
- Допустимо добавление к желтой жидкости красной и наоборот, однако, нужно учитывать основу и набор базовых компонентов.
- К зеленым составам добавляются исключительно аналоги такого же цвета.