Почему перегревается двигатель автомобиля: частые причины
Наиболее распространенные причины перегрева двигателя выглядят следующим образом:
- Недостаточный уровень охлаждающей жидкости. До самого горлышка заполнять систему не нужно, оптимальный показатель находится между минимальной и максимальной отсечками.
- Разгерметизация контура охлаждения. Антифриз в таком случае попросту вытекает, не получается поддерживать его требуемый объем. Если на радиаторе заметны механические повреждения, трещины и пробоины, резиновые шланги, патрубки выглядят сильно изношенными, следует заменить их.
- Повреждение парового клапана. В нормальном состоянии, клапан автоматически сбрасывает лишнее давление в контуре охлаждения, но из-за дефекта, отсутствия крышки этого не происходит, антифриз кипит раньше времени, а давление порой достигает значений, чреватых разрывом радиатора.
- Загрязнение радиатора. Когда перегревается двигатель, причины могут быть очень банальны. Накопление грязи на радиаторе – одна из них. Плотный слой пыли значительно ухудшает теплоотвод, так что периодически нужно проводить чистку. Рекомендована не только внешняя чистка, но и внутренняя промывка радиатора, позволяющая растворить известковые отложения, фрагменты ржавчины, нарушающие пропускную способность патрубков.
- Повреждения вентилятора. Речь идет о разрушении крыльчатки или кожуха, внутри которого она находится. В обоих случаях интенсивность обдува становится недостаточной, требуется ремонт. Бывает, что перегревается двигатель в жару из-за электрических проблем, неисправности проводки или датчика, отслеживающего температуру охлаждающей жидкости, фиксирующего неверные показания, из-за чего режим работы вентилятора не соответствует требованиям конкретной ситуации.
- Поломка термостата. Самая частая неисправность – заклинивание в закрытом положении. В этом случае антифриз начинает циркулировать по малому кругу, чего недостаточно для эффективного отвода тепловой энергии.
- Поломка помпы. За циркуляцию охлаждающей жидкости по контуру отвечает насос. Если он выходит из строя, процесс прекращается, отвод тепла становится невозможным.
- Дефект прокладки ГБЦ, растрескивание блока цилиндров. Суть причины перегрева двигателя автомобиля – выход раскаленного воздуха из камер сгорания, местный перегрев элементов системы охлаждения, выраженность которого порой столь велика, что они начинают разрушаться.
Бывает и так, что причины перегрева двигателя автомобиля связаны с конструктивными недоработками, являются характерными для конкретной модели, греются даже новые, полностью исправные авто. Это связано, например, со слишком плотной компоновкой моторного отсека, нехваткой воздуха, свободного пространства для отвода лишнего тепла.
Как не допустить перегрева ДВС?
Причины перегрева двигателя и их устранение, как уже было сказано, зачастую довольно просты. Снизить риск неприятной ситуации можно, придерживаясь нескольких простых правил:
- Использование антифриза высокого качества, сорта, указанного в инструкции к конкретному авто. От смешивания различных жидкостей лучше отказаться, в ряде случаев это приводит к опасным химическим реакциям, разрушению резиновых шлангов, металлических элементов системы.
- Недостаточный уровень охлаждающей жидкости.
- Поддержание чистоты радиатора, как внешней, так и внутренней.
- Своевременный ремонт или замена элементов системы охлаждения, состояние которых внушает опасение.
- Использование качественного топлива и моторного масла, соответствующего погоде и типу ДВС, в идеале – без присадок и добавок.
Исключить перегрев поможет контроль уровня антифриза и чистоты радиатора. Уровень не должен быть ниже минимума, после междугородних поездок по пыльным грунтовым дорогам не лишне помыть радиатор, чтобы его металлические детали эффективно отводили избыток тепла. Аналогичные действия следует выполнять в период, когда в городе летит тополиный пух, воздух наполнен пыльцой.
Перегрелся двигатель и не заводится: что делать?
Если перегрелся двигатель и не заводится, то не стоит сразу вызывать эвакуатор и отправляться в сервисный центр. В первую очередь, его нужно остудить. Самое грамотное решение – ожидание, за пару часов температура нормализуется, следует предпринять новую попытку запуска. Вполне вероятно, что сработали электронные системы блокировки, защищающие мотор от термических повреждений. Параллельно нужно проверить уровень охлаждающей жидкости, провести осмотр ГБЦ на предмет трещин, убедиться в герметичности контура циркуляции антифриза, целостности расширительного бачка, чистоте и целостности радиатора. Если все в норме, после охлаждения мотор завелся и работает без сбоев, то все нормально.
Для собственного спокойствия, впрочем, можно заехать в мастерскую, провести более тщательную проверку, направленную на поиск скрытых, неочевидных дефектов. Посещение сервиса необходимо и при повторении ситуации, в особенности, когда двигатель перегревается на холостых, без нагрузки.
Указанный выше алгоритм оптимален, если перегрелся двигатель, но что делать нельзя? Ускорять процесс охлаждения следующими методами:
- Снятие крышки радиатора. Из отверстия может вырваться столб кипящего антифриза, велик риск ожога, вдобавок, его уровень в системе критически снизится, риск термического повреждения элементов ДВС возрастет.
- Полив ДВС водой. Резкий перепад температуры может привести к появлению трещин, в особенности, если детали выполнены из хрупкого чугуна, чувствительного к таким колебаниям.
- Долив охлаждающей жидкости в еще не остывший мотор. Если перегрелся двигатель, последствия такого действия аналогичны предыдущему. Скачок температуры приводит к разрушению, деформациям металлических деталей.
Часто отсутствуют внешние признаки, поэтому стоит просто долить антифриз в расширительный бачок, а потом продолжить поездку.
Почему перегревается двигатель при включенном кондиционере?
Случается, что при, в целом, стабильной работе, перегревается двигатель при включенном кондиционере. В данном случае корень проблемы нужно искать именно в состоянии устройства охлаждения. Вполне вероятно, что уровень фреона критически снизился, в системе образовалась воздушная пробка, препятствующая его циркуляции, либо используется хладагент низкого качества.
Основные причины следующие:
- Использование фреона низкого качества, либо газа, не соответствующего конкретной модели транспортного средства и его мотора.
- Слишком низкий уровень фреона.
- Образование в контуре воздушной пробки, нарушающей циркуляцию хладагента, вплоть до полной остановки.
Если при включении кондиционера перегревается двигатель, то на низкое качество или нехватку фреона указывает общее снижение эффективности климатической системы, воздух охлаждается слишком медленно. Решение ситуации – замена, заполнение циркуляционного контура проверенным составом хорошего качества.
Полезные советы и подсказки автовладельцам
Каждому водителю нужно знать, как понять, что двигатель перегрелся, правильно трактовать информацию с основных индикаторов и датчиков. При повышении температуры – нельзя продолжать движение, чтобы не усугубить ситуацию. Необходимо остановиться, провести тщательный осмотр всех компонентов контура охлаждения, убедиться в наличии достаточного объема ОЖ. При отсутствии видимых причин перегрева следует обратиться в сервисный центр для комплексной диагностики.
Запись на диагностику двигателя и другие работы
Читайте также