добавлен к сравнению
В списке 0 автомобилей
25.09.2023

Что такое докатка: может ли она заменить полноценное колесо?

Прокол шины – одна из наиболее распространенных неприятностей, подстерегающих водителя в дороге. Докатка в багажнике выручит в такой ситуации! Однако, использовать ее нужно правильно, исключив ошибки, последствия которых крайне серьезны – вплоть до внезапной потери управления и аварии. Какие именно рекомендации обязательны к соблюдению? К каким советам опытных автомобилистов нужно прислушаться?

Содержание:

  1. Докатка: что это?
  2. Докатка и обычное колесо: в чем разница?
  3. Давление в докатке: каким оно должно быть?
  4. Правила установки
  5. Скоростной режим
  6. Докатка: сколько можно проехать?
  7. Правила езды на докатке
  8. Достоинства и недостатки
  9. Как выбрать докатку?
  10. Подведение итогов

Что такое докатка?

Что такое докатка?

Докатка – это небольшое запасное колесо, эксплуатация которого уместна в экстренной ситуации, при серьезном повреждении основной детали. Как правило, она предусмотрена штатной комплектацией большинства транспортных средств. Сразу нужно сказать, что она не является полноценной альтернативой обычному колесу, имеет существенные отличия по габаритам, прочности, геометрии, подойдет только для того, чтобы с некоторыми ограничениями, по кратчайшему пути, добраться до гаража, дома, сервисного центра.

В чем разница докатки и обычного колеса?

Разница докатки и обычного колеса

Колесо-докатка выделяется даже внешне, с первого взгляда его можно легко отличить от обычной шины. Впрочем, актуальны не только визуальные, но и технические, конструктивные отличия, полный список которых выглядит следующим образом:

  1. Легкость. Меньшая масса достигается оснащением штампованным диском на основе более тонкой стали, небольшой шириной шины и ее облегченной конструкцией, невысоким протектором и тонким кордом. Все это делает деталь компактной, она не занимает лишнего места в багажном отсеке и не доставляет неудобств в процессе установки.
  2. Размер докатки соответствует шинам, установленным на авто в штатной комплектации, однако, допустимо расхождение на один типоразмер в обе стороны, к примеру, R14 можно поставить вместо R13 или R15.
  3. Меньшая стоимость. Облегчение конструкции и уменьшение габаритов снижает расход материалов, так что цена ниже, чем у обычного колеса, причем ощутимо.
  4. Меньший ресурс. Независимо от того, какого размера докатка, ее ресурс ограничен примерно 3 тысячами километров. Для экстренного использования этого вполне достаточно, но, конечно, на порядки меньше, чем у стандартного колеса.

Какое давление должно быть в докатке?

Давление в докатке

Информацию о том, какое давление в докатке необходимо для безопасной и комфортной поездки, можно обнаружить в инструкции к автомобилю, либо непосредственно на маркировке шины. Некоторые производители также закрепляют информационные таблички на стойке водительской двери. Среднее значение – от 4 до 5.5 атмосфер, в зависимости от состояния дорожного покрытия, загрузки транспортного средства.

Ремонт и обслуживание авто в официальном сервисе Avilon

Вы отправляете заявку online
С вами согласовывается предварительная стоимость и дата визита
Работы выполнены, ваш автомобиль обслужен

Как правильно установить докатку?

Как установить докатку?

Безопасно можно ездить на докатке только в том случае, если она правильно установлена. Общая рекомендация – установка на ось, которая не выполняет функции ведущей, однако, нужно учитывать зависимость оси от типа привода:

  1. Полный. Монтаж возможен исключительно на заднюю ось. Таким образом, если повреждено одно из передних колес, предварительно на его место нужно поставить целое с задней, а уже вместо него – докатку.
  2. Передний. Опять же, исключительно на заднюю ось. Игнорирование данного требования приведет к ухудшению маневренности, увеличит тормозной путь и риск срыва с траектории при прохождении крутого поворота.
  3. Задний. Здесь все не так однозначно, как кажется на первый взгляд. Докатка спереди несколько увеличивает тормозной путь и вероятность заноса в поворотах, лучше проходить их максимально аккуратно, в особенности, на гололеде или мокром асфальтовом покрытии. Задняя установка не сказывается на тормозном пути, но ухудшает маневренность.

С какой скоростью можно ездить на докатке?

Какая скорость на докатке – четко прописано в ПДД. Ее использование является аварийным, экстренным случаем, так что скоростной режим ограничен 60 километрами в час, даже несмотря на то, что некоторые марки допускают и 80. Правило “тише едешь – дальше будешь” в такой ситуации должно быть главным, в сложных условиях разумнее включить аварийку, перестроиться поближе к правой обочине и ехать максимально медленно, чтобы не потерять управления из-за резкого ухудшения сцепления с дорогой.

Как далеко можно уехать на докатке?

В том случае, если типоразмер детали идентичен штатным колесам, то ответ на вопрос, сколько можно ездить на докатке – 200 километров, причем речь идет о сухой и теплой погоде. Для зимнего сезона актуальны вдвое меньшие значения. Если типоразмер больше или меньшего штатного на единицу, то летом можно проехать, как максимум, 100 километров, а зимой – 50.

Правила езды на докатке

Правила езды на докатке

Для собственной безопасности, уменьшения риска аварии, нужно учитывать не только то, сколько можно ехать на докатке, но и то, как это делать. Главные принципы – аккуратность и осторожность, плавные разгоны, мягкие торможения и повороты руля, что объясняется следующим:

  • Увеличение тормозного пути из-за меньших габаритов аварийного колеса, малой площади пятна контакта с дорожным покрытием.
  • Ухудшение маневренности из-за малых размеров аварийного колеса, а также не лучшего сцепления с покрытием, вызванного мелким протектором.
  • Изменение распределения мощности из-за различной массы колес. Вдобавок, могут давать сбои электронные системы безопасности, ABS, ESP и прочие.
  • Хрупкость аварийного колеса приводит к тому, что максимальная скорость на докатке на плохой дороге должна быть ограничена буквально 20-30 километрами в час, иначе очередной ухаб приведет к повреждению корда или деформации тонкого штампованного диска.


Плюсы и минусы докатки

Плюсы и минусы докатки

Полноразмерная докатка отличается следующими плюсами:

  • Минимальные габариты и масса, что экономит пространство в багажном отсеке, упрощает процесс замены.
  • Низкая цена, что важно при ограниченном бюджете.
  • Ремонтопригодность. Небольшие повреждения легко устранимы собственными силами, заплатками и специальными полимерными составами. При этом, даже восстановленная деталь, при соблюдении указанных выше эксплуатационных правил, остается на 100% безопасной.

В качестве минусов, конечно, нужно рассмотреть многочисленные эксплуатационные ограничения и невысокий ресурс. Чтобы вопрос, с какой скоростью можно ехать на докатке, не стоял слишком остро, нужно использовать деталь, типоразмер которой идентичен штатным колесам.

Как выбрать хорошую докатку?

Главный критерий при подборе – типоразмер, который должен соответствовать штатным колесам. Это добавит устойчивости, увеличит дистанцию, сколько можно проехать на докатке, сохранит работоспособность электронных помощников, так как все колеса будут вращаться с одинаковой скоростью.

Конечно, важны и общие моменты, качество товара, не допускаются трещины, потертости и другие дефекты резины, глубина протектора должна быть достаточной, чем она больше – тем выше эксплуатационный ресурс.

Подведение итогов

Итоги

Можно ли ездить на докатке? Однозначно. Безопасно ли это? При соблюдении перечисленных выше правил – абсолютно. Эту деталь обязательно нужно держать в багажнике, в критической ситуации она окажется максимально полезной. Главное – четко понимать, что она не является полной альтернативой обычного колеса, имеет строго определенное назначение, как можно скорее должна быть заменена на “полноценную” шину.



Читайте также


0